...Он, пикет, был такой нормальный и привычный, что кажется, не о чем и рассказать. Никто нас не запрещал, и даже прохожие почти не подходили. Наверное, к нам уже все привыкли, и с войной на Кавказе всем все понятно.
...Наше внимание привлекает пожилая женщина в строгом монашеском одеянии, неторопливо вчитывающаяся в наши плакаты. Мы рады ее интересу и ждем вопрос в глазах, а потом и вслух. Но она встречи глазами избегает и неторопливо проходит мимо. Мой сосед Толя не выдерживает и окликает: «Простите, Вы согласны с нами, что войну и все эти насилия в Чечне надо прекращать?» На удивление монашка живо оборачивается к нам и тихим, но твердым голосом отвечает: «А что тут говорить? – Это все евреи устроили, и вы им тоже служите.»
Вот, собственно, и весь не состоявшийся «диалог», потому не стоит и перечислять наши неловкие «возражения», из которых я вспоминаю со стыдом лишь свое обращение к этой христианке, что сам Христос был евреем, на что получил ее быстрый ответ: «Ну и что? Ведь о Христе возвещали волхвы, а они его распяли…» Что-то возражал Толя, но мы быстро уговорили его вернуться к безмолвию…
На душе было горько и мерзко…. Вот Вам и «разговор по душам» со старой православной москвичкой о творимых нами, русскими, преступлениях. Мы для нее заодно с чеченцами - только слуги евреев, т.е. дьяволов. Она - такая же «святая простота», какой по словам Яна Гуса была та чешская старушка, подкинувшая своих дров в его инквизиционный костер. Не сомневаюсь, и наша монахиня бросит свой голос в наш костер с чеченцами и прочими «евреями». Так о чем же нам разговаривать с такими «православными сородичами», включая президента Путина? Ведь на деле его простонародные слова «о сортире», которыми он начал войну в Чечне и России, ничем не отличаются от решения «святой простоты» подкинуть дров в костер еретика. От решения президента только смертей больше.
Так к кому же мы тогда обращаемся?
Наверное, мы просто верим в чудо, хотя знаем, как легко в нем обмануться.
Сегодня таким чудом кажется политика нового президента Чечни – Рамзана Кадырова и положительные отзывы о нем бывших боевиков и его противников, даже живущих за рубежом, таких как А.Закаев. Некоторые сомнения стали высказываться о роли Кадырова и в правозащитной среде. Мы, условно говоря, пикетчики, наиболее консервативны в этом смысле, потому что связаны давней печальной традицией ожидания от российского руководства очередного зла не только для чеченцев, но и для всех народов России, втянутых в круг террора и насилия. Существо каждого из нас за долгие годы напиталось доказательствами справедливости нашего отрицательного отношения к президенту Путину и ко всем его «назначенцам», включая, конечно, и Р.Кадырова.
И тем не менее, на изменение ситуации в Чечне к лучшему мы не можем не реагировать, пусть даже позже и лишь преодолевая собственное недоверие.
Так, год назад у нас были споры о необходимости снять с плакатов требования прекращения войны в Чечне в связи с окончанием там активных боестолкновений и в связи с тем, что стало популярным мнение о том, что Путин победил, война в Чечне закончена и теперь надо сделать все, чтобы чеченцы, наконец, зажили мирно и счастливо. Но в конечном счете эта точка зрения была отклонена. Большинство из нас посчитало, что насилия и война с народом в Чечне, к сожалению, продолжаются.
Тем не менее, тема правозащитного облика Р.Кадырова из прессы не исчезает, а значит, и нам надо продумывать свои мнения. Именно этот вопрос я решаюсь задать своему пикетному соседу – Толе Р. И неожиданно сразу получаю ответ: «Да, меня тоже волнует эта тема, но, к сожалению, удовлетворительного ответа пока у меня нет. Надеюсь, смогу ответить позже…»
Да, видимо, мы думаем в одном направлении, и правильно это делать вместе, на пикете. И вот в связи с обменом намерений я хочу закончить свое описание одного из самых «тихих» наших пикетов списком вопросов, на которые у меня нет еще ответов, о роли Р Кадырова в возможности устроения мира в Чечне и России:
- Правда ли, что Кадыров добился реального ухода «федералов» (русских) из активных действий в Чечне путем замены их чеченскими формированиями из бывших боевиков под своих командованием, а значит, добился сильного снижения гибели и насилий среди населения Чечни? Что на это отвечают эксперты «Мемориала» и иные правозащитники?
- Правда ли, что абсолютная власть в Чечне, врученная Путиным Кадырову, используется последним прежде всего для расправы со своими личными врагами и противниками и тем только увеличивает количество несчастий среди чеченцев (и не может не увеличивать в будущем)?
- Есть ли признаки и надежды, что Кадыров способен к конструктивному взаимодействию с оппозицией, уважению законов и прав человека, или на деле это столь же немыслимо, как и у его главнокомандующего шефа Путина?
- В среде зарубежных чеченцев высказывается мнение, что отец и сын Кадыровы сознательно и успешно осуществили стратегию чеченизации российской власти и тем добились не только реальной независимости Чечни от этой власти, но даже большего, о чем могли мечтать Дудаев и Масхадов – т.е.подчинения России боеспособным чеченским «диким дивизиям».
- С другой стороны российские сторонники Путина убеждены, что одна из основных стратегических линий Путина – покорение Чечни и на ее примере –России, с блеском выполнена . Путин показал, что даже чеченцев можно подчинить, найти им назначенных из Москвы лидеров и сделать счастливыми,. На примере Чечни Путин показал своим преемникам, как надо решать в России все возникающие проблемы и сделать Росиию вечной и непобедимой.
Как Вы считаете, какое из этих мнений ближе к действительности?
В.Сокирко 7.04.07г.
P.S. Искренне доверяя мнению А Политковской, составленному после общения с Р.Кадыровым, что Путин вырастил в Чечне дракона (Р. Кадырова), как должна быть там устроена жизнь, чтоб от этой оценки можно было отступить? – Л.Т..