ВойнеНет.ру - Информационный сервер антивоенного движения.
STOP ЧЕЧЕНСКОЙ ВОЙНЕ !
Антивоенное движение

Мы приглашаем всех вас принять посильное личное участие в антивоенном движении. Более того, ваша помощь жизненно нам необходима. С нами – известнейшие писатели, ученые, артисты, наши навыки, умения и желание работать во имя мира. Мы делаем много, но для того, чтобы остановить войну, наших сил пока не хватило. Быть может, именно ваш голос станет решающим в нашем антивоенном протесте.

Перейти на сайт Политзеки.ru
Навигация
voinenet-inform
Новости
Война
Преступления на войне
Антивоенное движение
Мнения и оценки
Ссылки
Поиск по сайту
10ка сообщений с форума

Об авторе: Олег Лукин, историк, журналист, участник форума ВойнеНет.Ру. Политические убеждения: демократические

Сегодняшний кризис российско-грузинских отношений объясняется диаметрально противоположными позициями сторон в грузино-осетинском и грузино-абхазском конфликтах. Межнациональные конфликты конца 80-х—начала 90-х гг., приведшие к вооружённым столкновениям (а в случае с Абхазией - к полномасштабной войне) имели «долгоиграющие» последствия по обе стороны Кавказского хребта. Будучи сравнительно недавними, эти события успели породить множество мифов, вот некоторые из них:
1) Вину за произошедшие межнациональные конфликты несёт ГРУЗИНСКАЯ сторона.
2) В результате вооружённых столкновений Южной Осетии и Абхазии удалось одержать ВОЕННУЮ победу над Грузией и этим подтвердить своё право на независимость де-факто.
Эти утверждения, как зачастую бывает в истории, содержат лишь ЧАСТЬ правды. В то же время, именно ими оперируют южноосетинские и абхазские лидеры, отказываясь от переговоров о возможном возвращении в состав Грузии и заявляя о готовности к оборонительной войне даже без поддержки России.
В то же время объективный анализ событий свидетельствует, что наряду с ошибками (и преступлениями, куда денешься) грузинских властей и радикальных националистов, также имели место:
а) политический цинизм союзного центра (1989—1991гг.);
б) крайне двусмысленная, лицемерная политика уже независимой РФ (1992—1993гг.);
в) завышенные амбиции южноосетинской и абхазской элит, не способных к достижению компромисса, даже когда он был вполне реален.
Что касается военных поражений Грузии, они действительно имели место. Вот только правом на статус ПОБЕДИТЕЛЯ в 1992г., Южная Осетия обладает не в большей степени, чем, например, Турция после Крымской войны 1853—1856гг. Что касается грузино-абхазского вооружённого конфликта, то в его ходе абхазская армия продемонстрировала отнюдь не более высокую боеспособность, чем армия противника. По сути, победа была достигнута во многом благодаря успешному выбору союзников (Россия, Чечня) и мощному дипломатическому (в сочетании с военным) давлению на Тбилиси со стороны Москвы.
За точку отсчёта начала межнациональных столкновений в Грузии позднесоветского периода имеет смысл принять сход в абхазской деревне Лыхны (30 тыс. участников, из них 5 тыс. представителей нетитульной нации—русские, армяне, греки, грузины). На нём было выдвинуто предложение о выходе Абхазии из состава Грузии и восстановлении её статуса союзной республики (как это уже было в 1921—1931гг.). Следом за абхазами 10 ноября 1989г. о своём стремлении повысить юридический статус заявила Южноосетинская Автономная область. Пока амбиции её руководства были ограничены повышением статуса до АВТОНОМНОЙ РЕСПУБЛИКИ в СОСТАВЕ ГРУЗИИ. Эти тенденции вызвали довольно болезненную и жёсткую реакцию грузинской стороны. По республике прокатился ряд ответных митингов, притом если первоначально они имели антиабхазскую направленность, то довольно быстро приобретали характер антикоммунистический и антисоветский. Произошли первые межобщинные столкновения в Сухуми (Абхазия). Но на этом этапе стороны были ещё слишком слабы в военном отношении. Кроме того, союзное руководство ещё сохраняло возможности силового влияния на ситуацию, что позволяло поддерживать статус-кво. Так, например, была жестоко разогнана демонстрация в Тбилиси 9 апреля 1989 г., проходившая под лозунгами независимости Грузии. Когда в ноябре один из лидеров грузинских националистов З.Гамсахурдиа организовал марш на Цхинвали (по разным данным от 20 до 50 тыс. человек), его участники не были пропущены в город постами МВД СССР, усиленными БТРами.
Противостояние продолжилось на юридическом поле. 26 апреля 1990г. ВС СССР принимает закон, повышающий статус национальных автономий. Цель была очевидна: противопоставить сепаратизму элит союзных республик интересы элит входивших в их состав автономных республик и областей. Последнее должно было вынудить и тех и других искать поддержки Кремля. В тоже время, как показали события, политика союзного центра оказалась весьма циничной, породив, таким образом, определённые надежды у национальных меньшинств, он зачастую самоустранялся, достигнув закулисных договорённостей с руководством союзных республик-«метрополий». Примеры этого будут приведены ниже.
В августе 1990г. Верховный Совет Грузии принял закон, запрещавший участие региональных партий в выборах республиканского парламента. Они состоялись в октябре 1990г., победу одержал блок «Круглый стол», возглавляемый З.Гамсахурдиа Ответом автономий на эти шаги уже в августе-сентябре 1990г.стали:
--принятая депутатами ВС Абхазии (БЕЗ УЧАСТИЯ ГРУЗИНСКИХ КОЛЛЕГ) Декларации о суверенитете Абхазии;
--заявление южноосетинского руководства об образовании Южно-Осетинской Советской демократической республики и обращение к Москве с просьбой о признании её в качестве равноправного субъекта СССР.
После победы З.Гамсахурдиа на парламентских выборах конфликт вышел на новый виток. 9 декабря были проведены выборы в ВС самопровозглашённой республики Южная Осетия, а уже 11 декабря южноосетинская автономия была отменена грузинским парламентом. Началась блокада региона, длившаяся до июля 1992г. Кремль ввёл в Южной Осетии режим чрезвычайного положения, с целью недопущения очередных межнациональных столкновений был введён батальон советской армии. Впрочем, дальнейшие события наглядно продемонстрировали, что осетины стали жертвой закулисных интриг союзного и грузинского руководства. Ниже приведены 2 версии произошедшего. Несмотря на некоторые расхождения в фамилиях действующих лиц (Малюшкин-Маслюшкин и др.) речь идёт об одних и тех же событиях. Кроме того, ген.А.Куликов несколько ошибается в датах—реально ввод грузинских вооружённых формирований в Цхинвали состоялся в январе, а не в декабре 1991г.
Источник: А.Куликов (генерал ВВ МВД). Нижеприведённая информация изложена в его мемуарах «Тяжёлые звёзды», глава «Школьное крыльцо Генштаба» (http://1993.sovnarkom.ru/KNIGI/KULIKOV/KASK-3.htm ):

Это было начало декабря 1991 года (генерал ошибается, описываемые события произошли в конце 1990—начале 1991г.—Л.О.), и я просил Гамсахурдию не вводить грузинскую милицию в город Цхинвали. Есть мирные пути. Появление грузинской милиции в Цхинвали ничего, кроме перестрелки, не даст. Союзный центр понимает обеспокоенность республиканских властей в связи с тем, что они утратили контроль над автономией. Внутренние войска, находящиеся в Южной Осетии, работают там ради мира и не поддерживают сепаратистов. Ситуация непростая. Поэтому могут действовать какие-то временные и нестандартные схемы. Главное сейчас — избежать кровопролития.
Гамсахурдия со мной согласился. “Да, я тоже сторонник мирного решения”, — сказал он, и мы без особых проблем договорились, какие меры могут быть предприняты внутренними войсками для поддержания общественного порядка в автономии. Пока без участия сотрудников грузинской милиции.
Демонстрируя добрую волю, я направил в Цхинвали одного из моих заместителей — генерал-майора Генриха Александровича Малюшкина. Он и командир дивизии внутренних войск генерал-майор Николай Васильевич Скрыпник очень убедительно выступили на заседании Верховного Совета Грузии, а наши совместные со Звиадом Гамсахуридией договоренности не вызвали у осетин непонимания или отторжения.
Все шло нормально, пока, если мне не изменяет память, 7 декабря группа из нескольких грузин не открыла стрельбу из автоматов прямо в центре Цхинвали. Ответным огнем они были уничтожены, а этот инцидент был использован Гамсахурдией как повод для ввода вооруженной грузинской милиции в столицу Южной Осетии.
Думаю, это была спланированная провокация. Грузинские милиционеры появились на контрольно-пропускных пунктах, где несли службу миротворцы. Оттерли их, что называется, плечом и дали понять: вы здесь лишние. Делать нечего, пришлось подчиниться. Сотрудники МВД Грузии представляли законную власть, были в форменной одежде и выполняли приказ. В других обстоятельствах мы могли бы дать отпор, но не станешь же, в самом деле, стрелять по милиционерам своего государства... Начали сбываться самые худшие мои предположения. В Южной Осетии начались бои между этой милицией и осетинскими ополченцами.

А вот данные журналистки К.Мяло, приведённые в её книге «Россия и последние войны ХХ века», глава «Схождение лавины. В краю соколиных гнёзд».
(http://www.x-libri.ru/elib/myalo000/00000060.htm#a9 ):

Для контроля над обстановкой был введен батальон советских войск, однако избранный 10 октября 1990 года председателем ВС Южной Осетии Торез Кулумбегов оценивает позицию командовавших армейскими частями генералов Маслюшкина и Воронова как, мягко выражаясь, протбилисскую, и возлагает на них немалую долю ответственности за дальнейшее кровопролитие.
"Мы их предупредили, - говорит Кулумбегов, - что имеем информацию о готовящемся нападении, но они словно не слышали нас". Более того, после событий весны 1989 года Цхинвал был практически разоружен, обезоружена была даже милиция под предлогом чрезвычайного положения, введенного на территории всех районов компактного проживания осетин. Кулумбегов пытался довести до сведения высшего союзного руководства в Москве, в частности министра обороны Язова, предсовмина Рыжкова, спикера ВС СССР Нишанова, председателя КГБ Крючкова, что ситуация сложилась опасная; и хотя с Горбачевым личной встречи не было, совершенно исключается, чтобы последний не был в курсе дела.
Напротив, есть все основания думать, что полученная от Кулумбегова информация была использована самым коварным образом. На рассвете 6 января 1991 года генералы Маслюшкин и Воронов, сняв посты, впустили в безоружный спящий город 6 тысяч вооруженных людей, представлявших разномастные военные формирования Грузии. "А я, - рассказывает Кулумбегов, - еще вечером лично сообщил Маслюшкину, что в Гори, для вступления в Цхинвал, готовится спецконтингент из уголовников".
Они-то, вооруженные и с собаками (!), и вошли в 4 часа утра в Цхинвал

Официальной целью ввода грузинских вооружённых формирований в Цхинвали был объявлен поиск оружия. Эта «зачистка» обернулась расправой над мирным населением, часть которого (женщины и дети) вынуждены были искать защиты в военных городках, а часть взялась за оружие. В городе начались столкновения, вмешательство же союзного центра ограничилось Указом М.С. Горбачёва о выводе из Цхинвали вооружённых отрядов обеих сторон в течение 3 дней. Грузинская сторона проигнорировала это решение.16 января 1991г. визит в республику нанёс председатель Совета Национальностей Р.Нишанов. Автор статьи «Этнические конфликты на Кавказе 1988—1994гг.» Д.Зверев (сб. «Спорные границы на Кавказе») считает что итогом визита стала договорённость о свободе действий грузинской милиции в обмен на её декларативное подчинение союзному МВД. Эта версия сговора Тбилиси и Кремля имеет право на жизнь. Немного позднее, во время августовского путча, З.Гамсахурдиа так же не только открыто не выступил против его организаторов, но и заявил о подчинении грузинской Национальной гвардии союзному МВД. Эта политическая «гибкость» стоила ему поста президента в результате переворота конца 1991—начале 1992гг.
Но вернёмся к событиям в Цхинвали. К концу января 1991г. соглашение между сторонами о выводе грузинских отрядов из города всё же было достигнуто. Тем не менее, этот компромисс не стал шагом к мирному урегулированию конфликта. Приглашённый на переговоры (проводимые в присутствии генералов советской армии) южноосетинский лидер Т.Кулумбегов был арестован и оказался в тбилисской тюрьме.
17 марта 1991 года на референдуме о судьбе СССР Южная Осетия большинством голосов (99% проголосовавших) высказалась за его сохранение и, напротив, проигнорировала грузинский референдум о независимости, проведённый двумя неделями позже. Такое расхождение политического курса республики и бывшей автономии привело к дальнейшему обострению конфликта. Осетин начали выселять из собственных деревень, которые разграблялись и даже сжигались вместе жителями (по версии осетинской стороны). В свою очередь, жертвами межнационального конфликта становились и проживающие в регионе грузины. Так 18 марта 1991г. четверо грузинских крестьян были ЗАЖИВО СОЖЖЕНЫ осетинами. (Д.Зверев Указ.соч.). Это привело к встречным потокам беженцев, по разным данным в Северную Осетию были вынуждены бежать 25-30 тыс. человек, не менее 7 тыс. осетин были вынуждены покинуть внутренние районы Грузии. В свою очередь, из Южной Осетии были вынуждены уехать порядка 10 тыс. местных грузин.
Как ни странно, принципиально иная ситуация сложилась в этот период в Абхазии. В декабре 1990г. Верховный Совет этой автономии возглавил политический противник З.Гамсахурдиа и сторонник сохранения Абхазии в составе СССР В.Ардзинба. При его непосредственном участии была начата разработка нового закона о выборах в абхазский парламент и 17 марта 1991г. проведён запрещённый официальным Тбилиси референдум о сохранении СССР (98,4 % проголосовавших высказались «за»). Гамсахурдиа пригрозил распустить абхазский парламент и отменить автономию, как незадолго до этого произошло в Южной Осетии. Но В.Ардзинба сумел подстраховаться, он добился перевода в Сухуми батальона ВДВ, передислоцированного из Прибалтики. Впрочем, не будем забывать, что подобное «силовое прикрытие» Южной Осетии оказалось, по сути, фикцией и не сыграло никакой роли в предотвращении насилия. Вполне возможно З.Гамсахурдиа был предупреждён Москвой, что повторения цхинвальских событий в Абхазии Кремль не допустит. В республике были расположены многочисленные курорты (в отличие от Южной Осетии) и вооружённый конфликт грозил срывом туристического сезона, что было для союзного руководства недопустимо. По крайней мере, именно так можно объяснить ту уступчивость, которую неожиданно проявил грузинский президент З.Гамсахурдиа (был избран в мае 1991г.). Абхазии было разрешено провести выборы в свой парламент на квотной основе, притом, что это решение являлось дискриминационным по отношению ко всем представителям нетитульной нации, проживавшим в автономии. Абхазам, согласно принятому законопроекту предоставлялось 28 мест (несмотря на то, что их доля в населении республики не превышала 17%), грузинам—26 мест (составляли 44% населения Абхазии) и всего 11 мест представителям прочих этнических групп (русские, армяне, греки и пр.). По сути, абхазы, составляя национальное меньшинство, даже в собственной республике сумели добиться серьёзных политических уступок, в отличие от осетин (составлявших 2/3 населения в своей автономии до начала конфликта). Но неспособность руководства автономии в дальнейшем умерить политические аппетиты и продолжение им курса на выход и состава Грузии, привели к военному столкновению и грузино-абхазской войне 1992—1993гг.
В конце 1991—начале 1992гг. ситуация кардинальным образом изменилась. Прекратил своё существование СССР. Режим З.Гамсахурдиа ненадолго его пережил. В результате вооружённого выступления оппозиции, поддержанной Национальной гвардией к власти пришёл Военный совет. Его возглавил триумвират—Иоселиани (руководитель военизированной группировки «Мхедриони»), Китовани (командующий Национальной гвардией) и Сигуа (экс-премьер в правление Гамсахурдиа, ушедший в оппозицию). В марте этот орган власти сменил Государственный совет. Его возглавил приглашённый из России Э.Шеварднадзе—политик имевший репутацию либерала и дипломата (возглавлял МИД СССР), опыт управления республикой в советский период и обладавший харизмой не меньшей, чем ранний Б.Ельцин в России. Его приход к власти давал РЕАЛЬНЫЙ ШАНС восстановления территориальной целостности республики на взаимовыгодных условиях. Официальный Тбилиси был объективно не заинтересован в продолжении вооружённого противостояния: сторонники свергнутого З.Гамсахурдиа начали гражданскую войну в Западной Грузии (Мингрелия), распыление сил в условиях тяжелого экономического положения страны грозило привести её к коллапсу. Одним из «примирительных» шагов, приглашающих к столу переговоров, стало освобождение из тюрьмы в начале 1992г. бывшего председателя ВС Южной Осетии Т.Кулумбегова. Тем не менее, официальный Цхинвали отказался от достижения компромисса. 19 января 1992г. в Южной Осетии был проведён референдум, на котором 90% участников высказались за вхождение в состав России. Впрочем, стоит отметить, что голосование было бойкотировано местными грузинами, составлявшими до начала конфликта 29% населения автономии, т.е. около 1/3.
Условием начала переговоров с официальным Тбилиси, южноосетинская сторона поставила вывод грузинских войск с территории бывшей автономии и прекращение её блокады. Несмотря на очевидную военную слабость в военном отношении (как показали дальнейшие события), официальный Цхинвали рассчитывал на поддержку России и как выяснилось небезосновательно.
Затишье продолжалось до середины апреля, когда Грузия подтянула тяжелую боевую технику, доставшуюся ей в результате раздела «советского наследства», и начала ежедневные артиллерийские обстрелы Цхинвали. Несколько достигнутых соглашений о прекращении огня были сорваны. Стоит отметить, что южноосетинская сторона на данном этапе ничего не смогла противопоставить грузинской армии в военном отношении. Конец начавшейся грузино-осетинской войне, по сути, положило военное вмешательство России в сочетании с мощным дипломатическим давлением. В июне 1992г. вице-президент А.Руцкой (Б.Ельцин в это время находился с визитом в США) отдал приказ о нанесении авиационных ударов по грузинской группировке, обстреливавшей Цхинвали, а также лично позвонил Э.Шеварднадзе и пригрозил бомбардировкой Тбилиси. На тот момент Россия ещё доминировала на постсоветском пространстве в военном отношении и эти действия (и угрозы) были приняты к сведению. Боевые действия прекратились.
22 июня 1992г. Б.Ельцин и Э.Шеварднадзе при участии представителей Северной Осетии и Южной Осетии подписали Сочинские соглашения о прекращении огня и вводе в зону конфликта российско-грузино-осетинских миротворческих сил. Тогда ещё никто не предполагал, что до начала новой, ещё более ожесточённой войны—в Абхазии, оставалось менее 2 месяцев.

Эту статью можно обсудить в форуме здесь


Войти, используя сторонний сервис

Поместить ссылку в

ВКонтакт Facebook Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Оставить отзыв

*Имя:
Email:
*Текст сообщения:
*Введите символы,
изображенные на картинке:
*Поля, отмеченные звездочкой, обязательны к заполнению!
Оперативная информация
Мы в социальных сетях
Баннеры
Опрос
Новости СМИ2
Реклама
Администрация сайта не несет ответственности за содержание сообщений в форуме и авторских публицистических и иных материалов, и может не разделять высказываемые мнения.
Copyright © 2010 ВойнеНет.ру | Все права защищены