ВойнеНет.ру - Информационный сервер антивоенного движения.
STOP ЧЕЧЕНСКОЙ ВОЙНЕ !
Антивоенное движение

Мы приглашаем всех вас принять посильное личное участие в антивоенном движении. Более того, ваша помощь жизненно нам необходима. С нами – известнейшие писатели, ученые, артисты, наши навыки, умения и желание работать во имя мира. Мы делаем много, но для того, чтобы остановить войну, наших сил пока не хватило. Быть может, именно ваш голос станет решающим в нашем антивоенном протесте.

Перейти на сайт Политзеки.ru
Навигация
voinenet-inform
Новости
Война
Преступления на войне
Антивоенное движение
Мнения и оценки
Ссылки
Поиск по сайту
10ка сообщений с форума
ЮЛИЯ ЛАТЫНИНА

На прошлой неделе Мосгорсуд признал членов т.н. карачаевского джамаата - Тамбия Хубиева, Мурада Шаваева и Максима Панарьина - виновными во взрывах в московском метро и на автобусных остановках в Воронеже в 2004-2005 годах и приговорил всех троих к пожизненному заключению.

Процесс «карачаевского джамаата» шел во время расследования "дела Литвиненко", когда и ФСБ, и Кремль отчаянно нуждались в демонстрации собственных успехов и в новостях, перебивающих лондонские. То нам рассказывали по телевизору о взрывах в общежитии МГУ, то сгоряча залепили историю про тверского священника, сожженного пьяницами (потом оказалось, что все изложенные по телевизору факты, вроде подпертой двери избушки, были прямым враньем), - короче, сбивали волну, как могли.

И вот в это-то время на скамье подсудимых оказался наш российский аз-Заркави. По редким официальным сообщениям, Панарьин участвовал в убийстве пензенских омоновцев и псковских десантников, в подготовке взрыва на «Автозаводской» 6 февраля 2004 года, 19 февраля, 19 и 26 июля взрывал остановки в Воронеже (1 женщина убита, 9 раненых), а затем 31 августа 2004 года Панарьин появился в Москве, где участвовал в подготовке теракта на станции «Рижская». Его подельник Хубиев 25 августа 2003 года организовал взрывы на остановках в Краснодаре (4 погибших, 17 раненых).

Впервые со времени Салмана Радуева на скамье подсудимых оказывается террорист такого масштаба. Десятки убитых, пятьсот пострадавших, а на самом деле куда больше. (Официально по взрыву на «Автозаводской» насчитывается 42 погибших, но это вряд ли так. По некоторым данным, трупы-то считали только те, которые были целые. А в первых двух вагонах останки соскребали со стен - их никто не считал.) Салмана Радуева обвинял сам генпрокурор. Процесс транслировали везде. А тут – больше десятка терактов, из них два страшнейших, да еще псковские десантники, да еще пермские омоновцы, - и ничего.

У нас только псковских десантников – 21 Герой России, 63 награждены Орденом мужества. И вот наконец нашли человека, который их убил. Разве это не событие? У нас поймали людей, которые, по формулировкам обвинения, все равно что Закариас Муссауи - единственный оставшийся в живых участник терактов 11 сентября. Так в США суд над ним был самым долгим реалити-шоу. А у нас? Вы не поверите, но интересы пострадавших в терактах защищал адвокат Игорь Трунов. Да-да, тот самый Трунов, который с экранов не слезал после «Норд-Оста», так что расследование «Норд-Оста» было информационно вытеснено исками адвоката Трунова о возмещении ущерба. И вот адвокат Трунов, которого так часто показывают на телеэкранах, тоже на этот раз проявил удивительную скромность.

Это первая странность. Почему процесс, представляющий огромную национальную победу над терроризмом, прошел так тихо, да еще в то самое время, когда государство отчаянно нуждалось в чем угодно, что перебьет послевкусие от полония?

Вторая странность была в том, что процесс над «карачаевским джамаатом» был закрытым. В нем оказались сведения, составляющие гостайну. Простите, но что может составлять гостайну в деле о терактах? Какими секретными сведениями, которые нельзя разгласить, владеют Хубиев или Панарьин? Единственным секретным сведением может быть только одно – если среди подсудимых агент ФСБ.

На самом деле, впрочем, эти сведения не очень тайные. Тайными оказались доказательства обвинений, а сами обвинения – без особого ажиотажа - опубликованы. И как-то так получается из обвинений, что командиры, от которых Панарьин получал указания мертвы, и те, кому Панарьин указания давал, тоже мертвы. Например, по версии обвинения, пособником Панарьина в Воронеже и пособником Хубиева в Краснодаре был некто Виктор Сенченко, но допросить его уже нельзя: он уничтожен в Нальчике. Самая загадочная история получилась с терактом на «Рижской» - если верить скупым официальным сообщениям, организаторы теракта… так и не смогли назвать имя взорвавшейся там смертницы: им-де было запрещено смотреть и общаться с женщиной, которую готовил их сообщник Кипкеев. Словом, Панарьин и Ко. берут на себя целую кучу терактов, как один бомж отвечает за целую кучу «висяков». Следствие закончено, можно получать медали. Все или пойманы или мертвы.

Признаться, я запомнила имя г-на Максима Панарьина еще с того момента, когда его поймали за серию взрывов на автобусных остановках в Воронеже и он, в доказательство своих преступлений, привел оперативников к месту, где он закопал Коран вместе со взрывчаткой. Зрелище мусульманина, закапывающего в землю Коран, наводило на мысль, что авторы съемок изучали ислам в основном по датским карикатурам. (Коран – не подрывная литература, чтобы его закапывать; верующий мусульманин не то что ниже пояса Коран держать не будет – грязными руками его не возьмет.)

Поэтому после истории с Кораном я обратила внимание на два другие обстоятельства. А именно: что взрывы на автобусных остановках повлекли за собой минимальное число жертв (одна женщина, к несчастью, погибла), поскольку террорист взрывал остановки после ухода автобуса; и что раскрыли Панарьина аккурат к 9 мая - так раньше к торжественным датам запускали спутники. После этого г-н Панарьин на полтора года пропал с экранов информационных радаров – и вот снова объявился в качестве российского Муссауи, впрочем, секретного.

Как я уже сказала, судить о засекреченном процессе очень трудно: нет данных ни вины, ни невиновности подсудимых. Нельзя сопоставить показания, узнать, кто о ком и что сказал.
Но вот что бросается в глаза.

Не было отдельного теракта на «Рижской». Была целая серия терактов. Сначала – 24 августа – взрыв на остановке на Каширском шоссе, дело заводится по статье «хулиганство». Потом, через день – два самолета. Потом, 31 августа – «Рижская». Потом, 1 сентября – Беслан.

Если бы Панарьина судили полтора года назад, то - секретный процесс или нет - но еще слишком хорошо многими помнилось то лето, лето, когда президент Путин твердил о «мирном процессе» в Чечне, а ОРТ и РТР наперебой показывали репортажи о рекордном урожае под Ачхой-Мартаном. Взрыв на остановке был типичной «пробивкой», репетицией перед крупным терактом. Еще можно было спасти самолеты, усилить охрану, бдеть – но тревога не вписывалась в «мирный процесс», и дело завели по статье «хулиганство».

А потом разбились самолеты, и три дня наперебой высшие чиновники врали, даже не пряча глаза. Эксперты ФСБ «не нашли» в самолетах, рухнувших хвостом вперед, следов взрывчатки; и все это время президент Путин сидел, как Сталин после 22 июня, не говоря ни слова, не реагируя - картина мира, с которой он сжился, разваливалась на глазах.

(Сотрудники аэропорта "Домодедово", переполненного телекамерами, говорили мне, что уже к утру они установили личности обеих смертниц. Я спросила их: «Когда вы поняли, что это теракт?» - «Через полсекунды», - был ответ. Ведь самолеты одновременно исчезли с экранов разных радаров.)

И еще даже тогда было не поздно предотвратить Беслан, усилить хотя бы охрану школ, но усилили не охрану школ, а охрану дороги, по которой президент Северной Осетии Дзасохов должен был ехать в Нальчик, куда президент Путин 1 сентября прилетал открывать школу в ознаменование «мирного процесса» на Кавказе. И для охраны этой дороги сняли милиционеров со школы № 1 в Беслане; и президент Путин развернул в воздухе самолет. «Мирный процесс» больше не упоминался.

Вот это-то мы бы все и вспомнили, если бы процесс начался полтора года назад. Беспомощность и вранье властей. Целую серию терактов, которые были связаны друг с другом. Ну нельзя отделить «Рижскую» от самолетов и Беслана.

На «Рижской» следствию повезло. Карачаевец Николай Кипкеев взорвался вместе с запаниковавшей смертницей. Его-то личность и его связи, с добавлением г-на Панарьина, по-видимому, и позволили следствию «раскрыть» десяток терактов.

Я не знаю, виноваты или нет обвиняемые. Из-за секретности процесса публика не может даже предположить, кто они: террористы, которые причастны ко всему совершенному; террористы, которым навесили лишнее; или смесь террористов, случайных их попутчиков и агентов ФСБ, которым обещали чистый паспорт и новую жизнь, несмотря на официальный приговор.

Но, похоже, что обвинение не может выдержать никакой публичной огласки. Нам заявили, что теракт на «Рижской» раскрыт (а, напомню, это единственный теракт того лета, в котором организатор просто взорвался вместе с террористкой и потому был установлен), но нам даже не сказали, кто и как связал в единую сеть «Рижскую», самолеты и Беслан.
Более того – нам даже не напомнили, что это единая сеть терактов. Одно хорошо – что нам больше никогда- никогда не показывали закопанный Панарьиным Коран. Нашлись, видимо, умные люди, которые подсказали, что лучше не позориться.

Ежедневный Журнал


Войти, используя сторонний сервис

Поместить ссылку в

ВКонтакт Facebook Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Оставить отзыв

*Имя:
Email:
*Текст сообщения:
*Введите символы,
изображенные на картинке:
*Поля, отмеченные звездочкой, обязательны к заполнению!
Оперативная информация
Мы в социальных сетях
Баннеры
Опрос
Новости СМИ2
Реклама
Администрация сайта не несет ответственности за содержание сообщений в форуме и авторских публицистических и иных материалов, и может не разделять высказываемые мнения.
Copyright © 2010 ВойнеНет.ру | Все права защищены